• Верхний банер стандарт

http://chgard5.tgl.net.ru/images/joomgallery/originals/________45/________1_20180731_1222096664.jpg|Это первая картинка размером 1024х768
http://chgard5.tgl.net.ru/images/joomgallery/originals/___2018_31/___2018_4_20180514_2025139331.jpg|Вторая картинка размером 1024х681

http://chgard5.tgl.net.ru/images/joomgallery/originals/________45/________1_20180731_1222096664.jpg|Это третья картинка размером 1024х768

http://www.do.tgl.ru/files/ou_docs/post_do_1069.jpg|197x148 это мелочь

Персональные блоги педагогов

Книга памяти: Дети войны

Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого возраста с нарушением зрения

В младенческом возрасте ведущей деятельностью является эмоциональное непосредственное общение со взрослым. Коррекционная работа должна основываться на полисенсорном характере восприятии ребенка, его реакциях на комплексные раздражители, на создании связи между сохранившимися анализаторами: слуховым, двигательном, тактильным и др. При этом необходимо активизировать такие психические образования, которые меньше всего страдают от недостатка зрения и находятся в сензитивном периоде своего развития. Для решения этой проблемы необходимы совместные усилия врачей, педагогов, психологов и родителей, которые позволят предотвратить отрицательное влияние превичного дефекта на дальнейшее развитие и улучшить социальную адаптацию ребенка.


Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, включает в себя несколько этапов.

1-ый этап – оценка развития основных психических сфер ребенка (когнетивной, сенсорной, двигательной, коммуникативной, социальной, речевой, навыков самообслуживания).
При проведении скринингового обследования необходимо учитывать ряд важных факторов: степень выраженности зрительного дефекта, недоношенность, количество офтальмологических операций, время проведенное в больнице и т.д.

2-ой этап – по результатам скринингового обследование намечается стратегия работы и разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка.

3-ий этап – проведение коррекционных мероприятий и включение вэтот процесс родителей. Предполагается целый комплекс мероприятий: оказание психотерапветической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетенции родителей, помощь в создании сенсорной и предметной среды, консультировние по вопросам взаимодействия с ребенком, привелечения внимания матери к сигналам ребенка, обучение матери методам наблюдения за психическим развитием ребенк и др.
4-ый этап - оценка успешности проведенных мероприятий и определение дальнейшей тактики коррекционной работы.


Направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

1. Социально-эмоциональное развитие.
В младенческом возрасте огромное значение для благополучного психического и физического развития имеет непосредственное эмоциональное развитие ребенка и матери. Показателем нормального эмоционального развития является постепенное формирование привязанности к взрослому. Развитие привязанности зависит от способности малыша с нарушением зрения идентифицировать мать на основе слуховых, тактильных и других ощущений. Другой важный момент, влияющий на ход эмоционального развитие – способность матери адекватно интерпретировать поведение ребенка во время взаимодействия.
Первым актом общения ребенка, свидетельствующим о выделении родного взрослого, является комплекс оживления. Для активизации развития комплекса оживления необходимо использовать тактильный и эмоционально окрашенный речевой компоненты одновременно: чаще прикасаться к ребенку, использовать выразительные средства своего голоса. Давать ребенку возможность ощупывать лица родителей во время взаимодействия сним. Постепенно малыш с нарушением зрения научиться различать маму и чужих людей по запаху, исходящем от человека, голосу. Необходимо чаще разговаривать с ребенком, т.к. обращенная речь взрослого служит средством установления эмоционального контакта с ребенком. Постепенно при взаимодействии с взрослым у ребенка будут проявляться улыбка, смех, различные голосовые реакции.

2. Сенсорное развитие.
Для развития зрительных реакций необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного сосредоточения, а при остаточном зрении – фиксации и прослеживании предмета. Чтобы в первые недели жизни привлечь внимание ребенка с нарушением зрения, необходимо использовать достаточно яркие предметы. Эти занятия необходимо начинать как можно раньше, т.к. зрительная система в этот период наиболее чувствительна к внешним воздействия. Для привлечения внимания ребенка со значительным снижением зрения необходимо сочетание контраста и движения. Если этого не достаточно, нужно привлечь внимание ребенка звуком (голосом, погремушкой). Для развития зрительного сосредоточения и прослеживания зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали. Если у ребенка будут наблюдаться выраженные зрительные реакции на уже подобранном оптимальном для него расстоянии, можно попытаться вызвать зрительные реакции немного увеличив расстояние от глаз ребенка. Зрительные реакции необходимо развивать, когда ребенок находится в разных положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого.
Для того, чтобы привлечь внимание к лицу взрослого, специалисты советуют родителям подкрашивать его, выделяя брови, глаза, губы.
Коррекционная работа должна быть направлена на формирование мотивации к восприятию зрительного стимула, способности его обнаруживать, выделять из общего фона и различать. Для этого ребенку необходимо предоставлять такие стимулы, которые он может увидеть (контрастные, яркие).
Для развития слухового восприятия необходимо с первых дней жизни сосредотачивать его на звуковых раздражителях разной громкости и частоты звучания. Для развития навыка поворота головы в сторону источника звука, можно использовать тактильное подкрепление (поцелуй, поглаживание). Необходимо прослушивать разную музыку, держать ребенка на руках и пританцовывать в такт музыке. Приблизительно с 6 мес. можно начинать учить ребенка находить рукой источник звука. Для этого следует многократно протягивать руку ребенка к источнику звука в совместном движении с взрослым.

3. Развитие тактильного восприятия.
Для стимуляции тактильных ощущений необходимо разнообразить для манипуляции предметы по материалу, текстуре, весу. Для развития тактильных ощущений ребенка необходимо использовать все поверхности предметов и мебели, находящихся в доме (деревянные, стеклянные, кожаные и др.).

4. Двигательное развитие.
Ребенок с нарушением зрения, как правило, отличается меньшей подвижностью. Для того, чтобы обеспечить свободное движение, необходимо с первых дней жизни одевать ребенка в ползунки и свободную распашонку. Для развития вестибулярного аппарата малыша необходимо чаще брать на руки и передвигаться с ним.
Для формирования нормального телосложения ребенка необходимо с ним делать гимнастику. В процессе занятий гимнастикой формируются правильные двигательные стереотипы. Купание в большой ванне также способствует развитию движений малыша.
Необходимо чаще менять положение ребенка в кроватке: на спине, животе, на боку. Необходимо стимулировать поднимать голову малыша в положении лежа на животе. С 3 до 6 мес. необходимо учить ребенка перемещаться из одного положения в другое (со спины на живот, на бок). Для того, чтобы подготовить ребенка к ползанию, необходимо стимулировать его передвижение вперед (погремев погремушкой) и одновременно дать опору его ногам, при этом подталкивая вперед. С 3 до 6 мес. необходимо уделять внимание на формирование таких координаций, как рука-рот, рука-рука, рука-голова, рука-колено, рука-ступня. Для этого необходимо выполнять взрослому совместные действия с ребенком. Для формирования самостоятельности сидеть, перемещения из положения лежа на животе на четвереньки, ползания необходимо многократно выполнять соответствующие движения взрослому совместно с ребенком . В возрасте 10-11 мес. если ребенок умеет стоять и перемещаться за опору, необходимо его учить перемещаться по комнате. Можно дать ребенку в руку игрушку, чтобы он за нее держался и перемещался, можно стимулировать ребенка идти на голос взрослого.

5. Первые вокализии и речевое развитие.
В период от 1 до 6 мес. в развитии вокализаций ребенок переходит от произнесения отдельных звуков в певческому гулению, а затем к произношению слогов В этот период необходимо поддерживать все вокализации ребенка, повторяя их за ним во время эмоционального общения. Для активизации перекличек с малышом необходимо произносить отдельные гласные звуки и их сочетании с интонацией, пропевно, постепенно водить сочетание гласных и согласных таким же образом. Во время стимуляции перекличек важно делать паузу, чтобы ребенок включался во взаимодействие. В период с 6 до 12мес. появившиеся в арсенале ребенка слоги, так же необходимо включать в переклички. Следует особое внимание уделять обучению лепетным словам и звукоподражанию. Обучение первым словам должно происходить в простых совместных с взрослым предметных действиях. Нужно обязательно соотносить слово с совершаемым ребенком действием (на, дай ) и с предметом, с которым он действует.
Для полноценного развития ребенка с нарушением зрения важно чтобы у него была возможность наблюдать и понимать предметно-практические действия взрослых и слышать их речевые пояснения. Словесное обозначение выделенных признаков будет способствовать обогащению смысловой стороны речи и ее предметной соотнесенности. Только в этих условиях преодолевается вербализм, часто возникающий у детей с нарушением зрения. При направленном воспитании у ребенка на втором году жизни формируется фразовая речь. Для правильного произношения важно развитие фонематического слуха, для этого ребенок должен слышать грамотную и четкую речью.

6. Развитие навыков самообслуживания.
Как только малыш научиться хорошо удерживать предметы в руке, можно ему в руку вкладывать ложку во время прикармливания. Пусть он стучит ей по столу или тарелке – это первый этап овладения ложкой. В результате он привыкнет к тому, что ложка сопровождает процесс еды. Второй этап овладения ложкой – когда ребенок голоден, нужно дать ему ложку в руку и помочь ее поднести ко рту. Со временем нужно постепенно увеличивать количество «совместных ложек». Важно правильно держать ребенка на руках во время кормления. Ребенок должен сидеть на коленях у взрослого, прислоняясь спиной к его груди. Тарелка при этом стоит на столе перед ребенком. Это положение позволяет выработать у ребенка правильный стереотип движения руки, когда он ест с помощью ложки. Третий этап овладения ложкой – когда ребенок сможет хотя бы раз опустить ложку в тарелку и потом поднести ее ко рту самостоятельно, нужно будет уделить особое внимание наполнению ложки. Это движение достаточно сложно для ребенка и поэтому его нужно производить совместно. Обучая ребенка пользоваться ложкой, нужно сопровождать все совершаемый действия речью.
Приблизительно с 6 мес. необходимо давать ребенку пить из чашки, она должна быть легкой и небольшая. На первом этапе в ней не должно быть много питья – приблизительно на полглотка. Руки ребенка обхватить и совместным движением помочь ребенку выпить содержимое чашки. Постепенно взрослому нужно уменьшать свое усилие по поддержанию чашки и ее содержимое можно увеличить.
Процесс питания следует начинать с формирования у детей строгого алгоритма действий: сначала мытье рук перед едой, надевание нагрудничка или салфетки, раскладывание на столе салфеток, контроль чистоты стола.
Следует учить слепых детей использовать обоняние и осязание для воспитания аккуратности и чувства удовольствия от вымытых рук и лица. Так они начинают понимать как приятно пахнут чистые руки, коже становится чистой и скрипит. Таким образом начинает формироваться один из путей познания самого себя и окружающего мира.
Перед началом обучения ребенка раздеванию и одеванию необходимо продумать место для хранения его одежды. Одежда должна находиться в доступном месте, чтобы он имел возможность легко ее находить и обследовать. В возрасте около 11-14 мес. ребенок может принимать участие в раздевании или одевании . Ребенок совершает действия, помогающие взрослому одевать или раздевать его. При обучении навыкам одевании ребенка взрослый должен быть внимателен к тому, что ребенок уже может делать сам, и стараться не делать это действия за него. Весь процесс обучения одеванию обязательно должен сопровождать речью.

7. Особенности организации предметно-развивающей среды для воспитания детей с нарушением зрения.
Важнейшим принципом организации предметно-развивающей среды является ее превентивная (предохранительная) направленность, задача которой – предупреждение появления вторичных отклонений.
Для детей с нарушением зрения необходимо обеспечить возможность воспринимать предметы с помощью сохранных анализаторов. При создании игрового поля важно использовать резонирующие поверхности, которые позволят детям научиться выделять, дифференцировать и локализовать звуки в пространстве. Звуковыми отражателями могут пластмассовый таз, металлический круг , доски. Эти отражатели должны быть расположены на различной высоте вокруг ребенка. Это поможет ему научиться выделять звук и его направление. При этом важно знакомить с самим предметом, издающим этот звук.
Для развития предметных действий необходимо обеспечить широкое поле взаимодействие ребенка с игрушками. Следует обучать его сортировать, подбирать предметы по сходным и отличительным признакам. Все это будет способствовать овладению разными предметными действиями.
Узнавание предметов на слух и на ощупь позволяет ребенку успешно запоминать их характерные признаки, а затем свободно находить их и играть с ними. Необходимо учитывать зону актуального развития ребенка, предлагая занятия с материалом, который позволит успешно действовать с ним. Например, ребенок научился стучать молоточком, можно предложить ему барабан или металлофон, с помощью которых он может реализовать уже известный принцип действия. Так с учетом прошлого опыта постепенно расширяется поле деятельности ребенка и увеличивается количество объектов и действий с ними.

ЦУР63 «Решаем проблемы вместе»

Портал «Навигатор дополнительного образования Самарской области»

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Наша группа ВК

Независимая оценка качества

QR НОК

Актуально

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своём здоровье и здоровье своих близких - сделайте прививку!
 

Банер ФБУЗ Центр гигиенического образования населения

Акция «Научись плавать»

Акция «Научись плавать»

Телефоны доверия

Листовка о вакцинации

Безопасное лето