• Верхний банер стандарт

http://chgard5.tgl.net.ru/images/joomgallery/originals/________45/________1_20180731_1222096664.jpg|Это первая картинка размером 1024х768
http://chgard5.tgl.net.ru/images/joomgallery/originals/___2018_31/___2018_4_20180514_2025139331.jpg|Вторая картинка размером 1024х681

http://chgard5.tgl.net.ru/images/joomgallery/originals/________45/________1_20180731_1222096664.jpg|Это третья картинка размером 1024х768

http://www.do.tgl.ru/files/ou_docs/post_do_1069.jpg|197x148 это мелочь

Персональные блоги педагогов

Книга памяти: Дети войны

Прием в первый класс

Проекты

Проекты

Перечень опубликованных на странице проектов:


 

Проект «Сказка рядышком живет» или «Сказки в работе по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

 

 

Первая младшая группа. Воспитатели: Ивлиева Н. В., Хундирякова Т.И..

Скачать проект .PDF

Почему в работе по развитию мелкой моторики мы обратились именно к сказкам? Известно, при помощи них можно решать различные психологические проблемы, помогать ребенку учиться выбирать способы поведения в той или иной ситуации, а главное – детям интересно! В самом начале пути у нас возник вопрос: как же можно применить сказки в работе по развитию мелкой моторики? То есть: как объединить эти два направления работы?

Мы сформулировали цель нашей работы: повышение интереса к занятиям по развитию мелкой моторики посредством применения сказок. Поэтому в содержании работы: с одной стороны – сказка, с другой – упражнения на развитие мелкой моторики. Каждый раз мы подбирали (или сочиняли) сказки так, что бы их содержание было связано либо с продуктивной деятельностью, либо с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики. Таким образом, после того, как дети побывали в сказке, им предлагалось то или иное занятие на развитие мелкой моторики.  ДАЛЕЕ >>>

 Скачать презентацию .PDF

Пособие «Поросенок»

Цель: развитие у детей мелкой моторики рук, координации движений.

Описание: Для изготовления пособия нам понадобится пластиковая бутылка округлой формы, ткань розового цвета, глазки, нитки, клей «Момент». Шьем чехол по форме бутылки, выворачиваем, надеваем на бутылку, зашиваем отверстие. Шьем уши, пришиваем к основе. Делаем лапы. Для этого шьем четыре цилиндра, вставляем в них кусочки уплотнителя, пришиваем к основе. Затем приклеиваем глазки. Крышку обшиваем той же тканью.

Прием использования: Ребенок откручивает крышку и «кормит» поросенка: складывает в отверстие фасоль.

  


Сенсорный коврик «Полянка»

Цель: формирование у детей цветовосприятия, развитие мелкой моторики рук.

Описание: Для создания коврика нам понадобится ткань «оксфорд» (для основы и лоскуты тканей различной фактуры, шнурки, ленты, пуговицы, тесьма, липкая лента, замок, кольца, крупы для заполнения морковок).К коврику прилагается домик размером 25 см на 40 см. Домик открывается: в нем две комнаты: ванная, спальня.

Прием использования: Дети тренируются в застегивании и расстегивании пуговиц, замков, липучек, в шнуровке. В ходе игры перебирают мелкие детали, ощупывают игрушки с разными наполнителями.


Мини-проект «Скоро праздник Новый год»

Первая младшая группа. Автор: воспитатель Ивлиева Н.В

Скачать проект .PDF

Участники проекта: воспитатели группы, дети 2-3 лет, родители
Проблема. «Дети впервые принимают участие в коллективном праздновании Нового года, не имеют достаточного представления о традициях праздника»
Игровая мотивация: «Приближается праздник. Как мы к нему готовимся?»
Цель: Формирование у детей представлений о празднике.
Задачи:
• создать праздничную атмосферу в группе;
• обогатить эмоциональную сферу детей в атмосфере ожидания праздника;
• познакомить детей с произведениями художественной литературы по теме праздника;
• привлечь детей к активному участию в дидактических играх, играх-забавах, танцах, игровых ситуациях, связанных с новогодней тематикой.  ДАЛЕЕ >>> 

       

 


Проект «Как мы с овощами подружились»

Проект разработан и реализован во второй младшей группе. Автор: Ивлиева Наталья Владимировна

Скачать проект .PDF

Проблема: Дети, которые не приучены есть овощи, часто во время приема пищи в детском саду отказываются от овощных блюд.
Актуальность: Все мы знаем, что влияние питания на состояние здоровья человека огромно. Считается общеизвестным, что пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, влияющих на наше здоровье, работоспособность, умственное и физическое развитие и долголетие. Еще Гиппократ, живший в древней Греции, сказал следующее: «Зачастую, отец болезни неизвестен, но мать ее - это пища».
Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание у них элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию. Стоит всего лишь задуматься о здоровом питании ребенка, как сразу возникает мысль о пользе овощей и фруктов для человеческого организма. Все понимают, что они являются важной составляющей правильного питания. Но, к сожалению, дети, которых дома не приучили, есть овощи, часто во время приема пищи в детском саду отказываются от овощных блюд. Поэтому перед педагогами и родителями возникает проблема: «Как же приучить малышей к нелюбимым и незнакомым ранее продуктам?» ДАЛЕЕ >>> 

 

 


Проект «Развитие любознательности у детей второй младшей группы через игры-занятия с элементами ТРИЗ»

Автор: воспитатель Ивлиева Н.В.

Скачать краткое описание проекта .PDF

• Мы работали над проектом по теме «Развитие любознательности у детей второй младшей группы через игры-занятия с элементами ТРИЗ»
• «Любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста. Врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка»
• Целью нашего проекта стало: формирование у детей любознательности - желания познавать закономерности окружающего мира.
• В ходе проекта решались следующие задачи  ДАЛЕЕ >>> 


Скачать презентацию .PDF

Календарь любознайки на декабрь 2014 года
(скачать календарь для печати .png 8,5 Mb)

 


 Проект «Если хочешь быть здоров, потрудиться будь готов»

Cредняя группа. Автор проекта: Ивлиева Наталья Владимировна, воспитатель

Скачать проект .PDF

Девиз проекта: «Здоровье нужно сохранять, а не восстанавливать».
Длительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети (4-5 лет), воспитатели, специалисты по физической культуре и коррекционной гимнастике, инструктор по плаванию, родители.
Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступают условия формирования у дошкольников здорового образа жизни, предметом деятельности является процесс приобщения детей к здоровому образу жизни.
Проблема. У большинства дошкольников недостаточно сформированы представления о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера.
Актуальность. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всего населения страны. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. И поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни, воспитывать у них элементарные полезные привычки. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. ДАЛЕЕ >>> 

 


Журнал для детей и взрослых «Я сам!»

Ознакомится .PDF

 

Вовсе не сказки - родителям подсказки

Вовсе не сказки - родителям подсказки

Как провести выходной день с ребенком? .PDF
Дела домашние, или обучение в естественных условиях… .PDF
Жестокое обращение с детьми: что это такое? .PDF
Эффективные средства и методы закаливания детей .PDF
Здоровьесберегающие технологии .PDF
Роль игры в жизни ребёнка .PDF
Детские игры и игрушки .PDF
Как воспитывать мальчика? .PDF
Как помочь ребенку избежать простуды в осенний период? .PDF
Какие русские народные сказки читать детям? .PDF
Как учить стихи с ребёнком? .PDF
Кризис трех лет .PDF
Маленькая книжечка о витаминах .PDF
Методы семейного воспитания .PDF
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников .PDF
Поощрения, наказание или… диалог? .PDF
О гендерном воспитании .PDF
Разговор о правильном дыхании .PDF
О мультфильмах
Разговор о правильном питании .PDF
О пользе зимних прогулок с детьми .PDF
Учим детей безопасному поведению на дорогах .PDF
Поговори со мною, мама .PDF
Правила поведения на улице и дороге .PDF
Ребёнок 4-5 лет .PDF
Роль движений в развитии ребенка .PDF
Жизнь по правилам: с добрым утром! .PDF
Семейный кодекс здоровья .PDF
Трудовое воспитание детей в семье: Как сделать так, чтобы ребенок захотел трудиться? .PDF


 

Маша, Медведь и другие мультики: мнения экспертов

Маша, Медведь и другие мультики: мнения экспертов

Автор статьи Анастасия Кутина
Перепечатка с разрешения автора
Важно для взрослых

Мультфильм сегодня больше чем мультфильм

Пожалуй, так можно начать статью, посвященную развитию современной мультипликационной индустрии. Да-да, именно индустрии. Закрученный сюжет, кассовые сборы, шаблонный юмор, известные продюсеры, саундтреки, реклама – все это и много больше теперь ассоциируется у нас не только со взрослым кино, но и с мультипликацией. И, конечно, после выхода на экраны очередной мультновинки появляется огромное количество товаров с изображением главных героев этих самых новинок. Еще и спрос-то не успел возникнуть, а предложений уже в избытке, что нам остаётся делать – только потреблять. И как-то незаметно становятся эти персонажи неотъемлемой частью нашей жизни, жизни наших детей. Нередко персонажам этим готов симпатизировать заранее, ещё не видя самого продукта – уж больно хороша и привлекательна обертка, качественно и со знанием дела проведена рекламная кампания. И все же – что стоит за популярностью современных мультфильмов, можно ли безоговорочно доверять тем медийным продуктам, которые сегодня находятся на пике популярности? Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

Что стоит за популярностью современных мультфильмов?

За основу мы взяли публикацию, в которой говорилось, что израильские ученые считают популярный мультфильм «Маша и медведь» опасным для просмотра маленькими зрителями. Поведение Маши, по их мнению, говорит о проблемах с психикой главной героини. «Медведь в мультфильме на самом деле является проекцией посттравматических недугов Маши, которые были вызваны одиночеством в лесу. При этом отношение героини к косолапому другу они называют исключительно ‟садистским”». Интересно, что мультфильм продан для проката в различные страны, переведён более чем на 25 языков мира, обрёл популярность в США, Азии и Европе. Не мал и «послужной список» премий и наград. Что касается зрительской симпатии, мультик занимает одно из первых мест в нашей стране: «Машу» любят не только дети, но и взрослые, о чем говорит статистика. Мы решили провести собственный анализ, побеседовав со специалистами, имеющими непосредственное отношение к мультипликации и детской психологии – нашим прославленным мультипликатором Юрием Норштейном, известными психологами Ириной Медведевой и Татьяной Шишовой, а также руководителем студии «Киноконтакт» Василием Яцкиным.

«Справедливо забеспокоились, – отмечает Татьяна Львовна Шишова. – Мультфильмы должны нести воспитательную нагрузку, так как детям часто хочется подражать любимым героям. Образ девочки Маши для них крайне привлекателен: озорной смех, быстрая смена картинки и мыслей героини, её подвижность, неуважительное, а подчас грубое отношение к медведю – все это притягивает и растормаживает неустойчивую детскую психику.

Сейчас родителям вообще сильно повезло: очень много необходимой информации, надо лишь заинтересоваться и задаться вопросом, а ответы сейчас найти можно. Когда я воспитывала своих троих детей, вот тогда шишек набили много – мы, как первооткрыватели, всё наощупь проходили, ища правильный вектор».

Анализируя, Татьяна Львовна предлагает рассмотреть персонажей под углом ювенальной идеологии: «Маша – своенравный ребёнок, не имеющий уважения к старшим, а Медведь – образ взрослого (родителя или учителя), который расписывается в собственном бессилии, не знает, как обуздать невоспитанное чадо. Эта модель неправильного, ненаказуемого поведения без должного комментария взрослого во время просмотра прочно врезается в детское сознание, оставляя свой грубый след».

Ирина Яковлевна Медведева во время обсуждения идёт чуть дальше и вводит в беседу медицинские термины: «психопатоподобное поведение» – так она оценивает поведение Маши, транслируемое на экране. Ещё один любопытный термин – «превращенная форма» – раскрывает секрет популярности мультфильма среди взрослого населения. Образ девочки узнаваем: внешний облик несколько переделан на современный лад, но все же он ассоциируется с положительном героем – с той Машей в сарафане и платочке, на которую нынешние взрослые смотрели в своём детстве. Но при этом внутренний облик персонажа изменён кардинально, то есть форма не соответствует содержанию. Интересно отметить, что медведя в этом мультремейке ещё и лишают голоса, – иными словами, окончательно не оставляют возможности хоть как-то повлиять на Машу. То есть при хамском и жестоком к нему отношении ему остаётся лишь рвать на себе волосы, стучать ногами и пытаться скрыться в недосягаемом месте.

Василий Леонидович Яцкин солидарен с вышесказанным мнением. И предлагает провести интересный эксперимент, дабы не быть голословными и позволить зрителю самому увидеть и почувствовать разницу и силу «превращенной формы»: «Посмотрите с детьми сначала старый мультфильм, освежите в памяти тот русский образ. Именно он вам когда-то полюбился (и его было за что любить!). А потом сразу включите серию современной «Маши»… Во время наших выступлений и лекций мы устраиваем такие просмотры, аудитория ощущает колоссальную разницу между этими образами и своим настроением, настроением и поведением своих детей.

Избыток порой недетского юмора в современной мультипликации делает ребенка неспособным чувствовать боль персонажа, его обиду. Границы дозволенного стерты. Этот стереотипный юмор вызывает у детей привыкание, поэтому старые мультфильмы начинают казаться им скучными и неинтересными, родителям кажется, что их дети “выросли из крокодил ген и чебурашек”, а на самом деле они толком и не доросли до них. Это как с едой: если употреблять в пищу каждый день продукты с усилителями вкуса, то по истечении времени обычная пища станет казаться пресной и безвкусной.

Василий Леонидович упомянул ещё один мультипликационный «шедевр» последнего времени – «Три богатыря». Здесь, по его мнению, проблема будет серьезней и глубже, ведь образы богатырей исковерканы до неузнаваемости. Этот мультфильм дискредитирует былинный пласт и историю Руси, истинный дух русского народа. Не будем забывать, что Илия Муромец причислен к лику святых. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, о котором складывались многочисленные былины! Так давайте же будем читать своим детям былины, а не знакомить их с «качками», отчего-то названными «богатырями».


«У Маши злое лицо, – констатирует Юрий Борисович Норштейн. – При всей якобы миловидности злое лицо. И поведение садистское, это точно, к сожалению».

Юрий Борисович Норштейн
Беседа с мастером получилась особенно интересной.

Мультипликация должна нести любовь и созидание, сострадание и сопереживание.
«Для меня, – отмечает Юрий Борисович, – мультипликация – это всегда ограничение, только через ограничение познается полнота и смысл того, что ты хочешь выразить. Современная 3D-картинка лишает детей способности фантазировать, дорисовывать и доводить до совершенства образы в своей голове – за них уже все сделали «профессионалы». А ведь каждый ребенок – это художник, гораздо более пронзительный и искренний, нежели взрослый. Он не знаком ещё с канонами и правилами, сложными техниками, но он умеет чувствовать и фантазировать, не боится, что его не поймут. Начертил на бумаге две линии: вот небо, вот земля – и вся полнота в этих линиях для него уже есть. Помните в «Маленьком принце» коробочку с барашком? Это то, что нужно: ограничение, дающее рост фантазии и мысли. Мультипликация должна нести любовь и созидание, сострадание и сопереживание. Как и любое искусство – и смех, и слезы, и любовь».

«Знаете, было время, когда некоторые родители утверждали, что «Ёжик в тумане» – страшный фильм, – делится воспоминаниями режиссёр. – моя позиция относительно этого вопроса была такова, что дети должны приобретать опыт, набираться знания, задумываться. И в этом не последняя роль анимации. Но обязательно должна быть своего рода релаксация, выдох, добрый финал. Или финал, заставляющий подумать, посидеть в тишине, проанализировать увиденное, дорисовать образы. В противном случае накапливается понятие жестокости и чёрствости. И, если это накопление будет регулярным, то жестокость в ребёнке обязательно проявится – возможно, не сразу, а годам как раз к пятнадцати, а мы будем думать и гадать, что же с ребенком не так, почему он «вдруг» таким стал».

Юрий Борисович убежден, что необходимо давать психологический анализ мультипликации: «Психологи должны этим заниматься, это их работа и в настоящее время крайняя необходимость».


Как видите, мнения специалистов во многом совпадают

Как же уберечь себя и детей от навязываемой продукции? Как привить им хороший вкус, а главное – нежелание следовать дурному только потому, что оно популярно, не бояться иметь свою точку зрения и придерживаться её?

Юрий Борисович считает, что необходимо как можно раньше начинать читать своим детям. В первую очередь постоянным должно стать чтение стихов – желательно с полугодовалого возраста. Читать и читать, чтобы у детей вырабатывался ритм и музыка рифмы. Чтобы мультипликация была лишь вспомогательным источником познания и вдохновения, а основное дети получали путем живого общения с родителями и чтением книг.

Стоит попробовать сравнить разные мультфильмы, не пренебрегать возможностью вместе с ребёнком посмотреть мультфильм, обсудить поведение персонажей, дать комментарий их поступкам, расставить в голове ребёнка хорошее и плохое по местам, чтобы не было путаницы и неправильного восприятия увиденного. Старайтесь сами подбирать мультфильмы для своего ребёнка в соответствии с его возрастом и особенностями. Не стоит полагаться на подборку т.н. «детских» каналов – порой там транслируют то, что ни под каким предлогом не должно попасть в мозг маленького человека.

Умение занять ребёнка, придумать совместное интересное занятие, увлечь его важным делом – все это помогает развеять скуку, которая зачастую движет желанием смотреть в экран. А ещё психологи не рекомендуют часто менять репертуар просмотра. Показывайте один и тот же мультфильм по многу раз: дети – консерваторы, они любят закрепление и повторение. Частая смена сюжетов не идёт им на пользу. Просматривая одну и ту же мультипликацию, каждый раз они открывают что-то новое, заново дорисовывают сюжет, проживают эту историю. Не спешите показать им все и сразу.


 Обходите стороной продукцию, где на примере героев подрывается родительский авторитет

Обходите стороной ту продукцию, где на примере главных героев подрывается родительский авторитет.

Татьяна Львовна убеждена, что есть вещи, которые должны быть под запретом: «Мы не должны бояться своей позиции и заискивать перед ребёнком. Он будет чувствовать, что мы и сами не уверены в том, что говорим ему, а так ничего не получится».

И в заключение хочется пожелать всем родителям больше живого общения со своими детьми, чтобы в семьях мы хранили и передавали христианские ценности, накопленные на протяжении многих веков. Чтобы богатыри оставались богатырями, чтобы добро и зло знали свои места и не менялись ими. Чтобы жестокость и равнодушие не проникали в наши и детские сердца.

«Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?» (Гоголь Н.В.)

И вот эта ещё цитата понравилась: «Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача – поучать любовно; и оно является постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открывать истину» (Джон Рескин). 


 

 И не забывайте смотреть вместе с ребенком наши добрые мультики. Те, которые мы сами с удовольствием смотрели в детстве...

Осторожно: проделки Бабы Яги

Осторожно: проделки Бабы Яги

«Проделки Бабы Яги» или «В чем мы ошибаемся?»

Вы добры, неравнодушны, милосердны.
Хотите участвовать в спасательной операции?
Кого спасать? Наших детей. От кого? От чего?

В последнее время подобные бабе Яге постоянно готовят блюда, разрушающие институт семьи, нарушающие нормальное воспитание ребенка,  и подают его нам под соусом современности. Не торопитесь принимать угощения от таких существ. Помните, в сказках эти вовсе недобрые существа могли на время перевоплощаться в добрых? Вы же знаете, это только для достижения своих целей. Так что будьте бдительны!

Согласитесь, что в наше время очень остро стоит проблема непослушания ребенка. То, что ребенок не слушается – это не ново. Однако, в последнее время традиционные нормы размываются, привычные ориентиры утрачиваются, из информационного потока вычленить что-то стоящее трудно. Многие взрослые поэтому дезориентированы. Они ведут себя с ребенком неуверенно, непоследовательно, чем сбивают его с толку, не дают ощутить границ дозволенного.


 

Зарисовка 1.

«Мы росли зажатыми, затюканными, а наш растет свободолюбивым!» - гордо заявляет мама. И через пять минут она жалуется на неуправляемость ребенка. А через следующие пять минут гордо слушает замечание от своего пятилетнего «свободолюбца», которое он делает пожилой женщине. Эта мама запуталась. Её жалко, а больше жалко ее ребенка. Она, к сожалению,  путает своеволие и свободу.


Зарисовка 2.

Родителям Вани кажется, что они только им и занимаются. Это же сейчас модно. Но, к сожалению, они не замечают, что их внимание носит сугубо отрицательный характер – непослушный ребенок раздражает их своими выходками. Отсюда, от страха родительской недолюбви проистекает детская безответственность.


Зарисовка 3.

О поощрении. Вам нужен приз за чистку зубов? Нет? Почему? «Потому, что мы и так понимаем: чистить зубы необходимо, иначе будет кариес». А для детей это трудно понять. В дошкольном возрасте награда за дело актуальна. Но она не всегда может быть материальной. Совместная игра, сказка на ночь. И все же конфетка или мороженое бывают сильным стимулом, способствующим выработке необходимых навыков. Но не перегибайте палку. Нет наградам за каждый чих!


Зарисовка 4.

Поощрение, не заискивание. Знаете, что некоторые взрослые боятся своих детей? Папа Жени решил поиграть с сыночком, чтобы тот не бедокурил и сказал об этом маме: «Я поиграю с ним, чтобы он ничего не натворил». Женя, услышав это, произнес: «Значит, ты не просто со мной играешь, а чтобы я не хулиганил? Тогда я вам сейчас устрою!» Нельзя доводить до того, чтобы вы боялись своего ребенка – он это чувствует. В семье должна соблюдаться иерархия, уважение к старшим. А спросите у детей, кто в семье главный. Большинство ответит: «Я!» Не верите? Проверено!


Зарисовка 5.

Мы ни в чем не отказываем ребенку – это не модно! А потом…Капризы. Это просто невозможно! Что делать?
Артистам нужна публика! Значит, когда ребенок капризничает, ноет, устраивает истерики, его лишают общения. Зато когда он ведет себя хорошо, то получает усиленное внимание.

 

Известный писатель ХХ века Н.Е. Пестов приводит 10 принципов, которые помогут родителям и педагогам:

  • Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений  и приказаний.
  • Распоряжения должны быть точно выражены.
  • Приучать детей слушаться с первого раза.
  • Один из родителей не должен отменять распоряжение другого.
  • Не оставлять без наказания ослушания.
  • Не изменять требований, разрешая сегодня то, чего нельзя было вчера.
  • Не командовать детьми часто.
  • Не требовать от детей слишком трудного.
  • Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Маленьким детям нельзя позволять потрепать вас за уши, волосы. 

 

Материал подготовлен
на основе книги Татьяны Шишовой
«Ребенок не слушается… Что делать?»
Рекомендуем для прочтения.

Тайный язык сказок

Тайный язык сказок

Зашифрованный язык русских сказок
Тайны волшебного клубочка, прялки, печки...
Как сказкой открывать дорогу познания самих себя?

Уважаемые коллеги и родители, как часто мы обращаемся к сказкам и думаем, что всё про них знаем. Ведь их смысл нам раскрыли еще в детстве – так нам кажется. Но мы знаем о них не все. Хотите приятно удивиться и узнать о них что-то новое? А как же наши дети? Они так и не узнают тайны сказок? Или мы им поможем окунуться в мир прошлого? Они с удовольствием попутешествуют на машине времени. Поверьте!

Для того, чтобы уметь интерпретировать символы русских сказок, необходимо понимать значение предметного мира древних славян, обрядов и традиций. Так, познавая символику народного костюма, его космологический характер, его обереги-заповеди, становится понятным, какую рубаху сшила царевна-лягушка царю.

Применяя знания о трехчленном делении избы, где крыша - небо и голова человека, сруб - четыре стороны света и тело человека, подпол - мир загробный и ноги человека, можно прийти к выводу, что Емеля возлегает и путешествует на печи – сердце дома. Отсюда и качества Емели - щедрость, любовь, доброта, бескорыстие, забота о других, а вовсе не лень, как принято сейчас интерпретировать. Архетип людей, живущих в России - это не Емеля-лентяй, а человек любящий, заботливый, умеющий мечтать, стремящийся к развитию - путь Емели от темной избы до дворца и управления своим новым миром вместе с царевной - в конце сказки.

Кем бы мы ни были, если мы родились и живем в России, нужно любить эту культуру и самих себя. Часто можно встретиться с нелюбовью российского современного человека к самому себе и к Родине. Каждый народ гордится своим прошлым, своей историей, традициями, мудростью и уважает себя. Обращаясь к русским сказкам, можно почерпнуть и любовь к себе и самоуважение.

Опираясь на символику прялки, становится понятным значение волшебного клубочка и пряжи, серебряного донца и золотого веретенца. Почему клубочек - волшебный и приводит героя к источнику зла - смерти Кощея? Прялка отражала космогонические представления древних славян, где солнце, рождаясь из наднебесного высшего мира, согревает мир земной и совершает путешествие в мир загробный, замыкая круг. Кудель привязывали к вершине прялки, т.е. к миру небесному и спускали оттуда нить, свивая ее символически из света, из небесной. Таким образом, клубочек - это нить мудрости, спущенная с неба, ведущая к познанию самих себя.

Как писал Сергей Есенин, исследуя символику орнамента, русский человек, встав рано утром и умывшись водой, прикладывал к лицу полотенце с вышитым на нем древом жизни, напоминая себе, что в конце этого дня он, подобно этому мировому древу, должен принести плоды своих рук и шишки своих дум.

Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия в нем.

В славянской культуре символ имеет понятие оберега. Символами украшали все, чем пользовались и где жили. Это «изба-храм», как называл ее Сергей Есенин, а ее обереги – «избяными заповедями». Конь на крыше, петухи и розетки на ставнях и фронтоне избы – символы солнца и его лучей. Матица – символ млечного пути, волнистые линии – воды и дождя, ромбы с точками – символы засеянного поля. Крыша является символом неба, сруб – мира земного с четырьмя сторонами света, подвал – мир подземный. Так изба отражала представления о мире, была целым необъятным космосом. Изба – человек. Крыша избы – голова, сруб – тело, печь – сердце, подпол – ноги. Еще один персонаж, связанный с печкой - баба Яга.

Почему она стремится поместить героев в печь? Печь в русской традиции это и сердце и лоно матери. В старину, если младенец рождался недоношенным, больным, его обмазывали тестом -символом солнечных лучей, и помещали на лопате для выпечки хлеба в теплую печь, а когда вынимали - считалось, что он переродился здоровым, допекся. Яга стремится перепечь, переродить героев, усадив на лопату и поместив в печь.

Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.

В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в себе смысл, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого в этой безграничной вселенной. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные горшки или деревянные изделия отражали космос – солнце и круговращательное движение, стороны света, смену времен года, мифологическое отделение света от тьмы и т.д. Предметный мир, миф и сказка были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка костюма, занавесок, полотенец, резьба покрывающая утварь и стены дома, архитектурные элементы избы, устное творчество – фольклор, сказка, миф – все это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной жизни.

Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д. – все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, отраженные в символах воды, и в конце каждого дня приносить прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию.

Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего мира можно назвать молитвой и мудростью, запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное назначение.

Если перевести язык древних на наш современный, то на каждой вещи окружающего нас мира – на мебели, посуде, одежде, на полу, оконных рамах, на домах, дорогах, машинах, витринах, - везде мы бы видели надписи: «помни о вечном», «стремись к мудрости», «будь справедливым», «люби и дари любовь», «будь плодотворен», «стремись к чистоте души»… «Вся наша жизнь есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками». (Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Гл. Быт и искусство. М., 1991).

Это стремление к гармоничному бытию в окружающем мире отражено не только символами предметного мира, но и заповедями мифа и волшебной сказки, выкристаллизовавшими в течение тысячелетий мудрые наставления-законы. Знание символики оберегов предметного мира и сказки раньше не были разделены, как это мы видим сейчас по вполне понятным причинам - предметный мир ушел в прошлое и изучают его только специалисты. А сказки остались с нами.

Читая мифы и сказки, мы отождествляем себя с главными героями, особенно к этому склонны дети. Сказки дают молодому сознанию веру в безграничные возможности, способность побеждать чудовищ - преодолевать чудовищные трудности, дают напутствия к праведной жизни, непрерывное стремление к новым подвигам и открытиям, сказки открывают перспективу развития и путь счастья. Вспоминая народную поговорку: "Без царя в голове", становится понятно как это важно жить с царем в голове, значит быть хозяином своих проявлений и своей жизни. А если "без царя в голове", то в народе добавляли еще поговорку "крыша поехала", происходящую из тождественности дома и человека.

После прочтения сказки или мифа, задайте детям вопросы о том, где живет добро, а где зло, кто такой главный герой, прекрасная царевна и дракон – и вы увидите, как многолико выскальзывают из подсознания, разбуженные этими вопросами древние архетипы, извечные символы, присущие каждому человеку.

Сказки говорят о нас самих и о нашей жизни. Но символы сказочно-мифологических миров в них зашифрованы – «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»

Это леший наших заблуждений на неизведанных дорожках поиска смысла в лесу познания, это русалка наших чувств, манящая погрузиться на дно души-психеи за жемчугами любви и перламутром одежд радости и боли, это избушка нашего сознания, мечтающего взлететь над обыденным…

В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где высшее начало – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…

Правда же и взрослым интересно!
И как жаль, что эти тайны не были нами раскрыты в нашем детстве.
Так исправим ошибку: расскажем нашим детям о смысле сказок по-новому,
чтобы уж для них эта тайна была раскрыта как можно раньше!

Использован материал с сайта

 

Подкатегории

ЦУР63 «Решаем проблемы вместе»

Портал «Навигатор дополнительного образования Самарской области»

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Наша группа ВК

Независимая оценка качества

QR НОК

Актуально

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своём здоровье и здоровье своих близких - сделайте прививку!
 

Банер ФБУЗ Центр гигиенического образования населения

Акция «Научись плавать»

Акция «Научись плавать»

Телефоны доверия

Листовка о вакцинации

bus_gov_ru

Безопасное лето