Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение защиты и приспособленности детского организма ко многим факторам внешней среды. Для закаливания в нашем детском саду, мы используем факторы внешней среды в следующей последовательности; воздух, вода, солнце.
Данные факторы используются, как отдельно, так и в виде комплексных процедур. Приступая к закаливанию, мы ставим перед собой следующие задания:
- Комплексная оценка состояния здоровья ребенка
- Выбор метода закаливания для группы
- Определение соответствия закаливающей нагрузки физическим возможностям ребенка данной группы.
Основной принцип закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.
Последовательность – от щадящих процедур к более интенсивным. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика, побудка после сна проводятся только в трусиках, без обуви.
Спят дети в старших группах без маечек, чтобы, встав с постели получить контрастную воздушную ванну. t под одеялом - 38 , а в спальне от – 16 – 18 С. Все процедуры вводятся постепенно.
Босоножие - после адаптации, осмотр детей педиатром и, рекомендации по закаливанию.
Вначале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру. Затем по полу. Затем ходят босиком. Это делаем во время физкультурных занятий и перед сном, после сна. Хождение босиком в течение 3 – 7 – 10 – 15 мин. Это эффективное закаливающее средство, - при условии постепенного его использования. После перенесенного заболевания ребенку в течение 5 дней уменьшают время процедуры.
Методы закаливания босоножия чередуются с хождением по ворсистым дорожкам, в подготовительной группе в легких тапочках с подошвой из пуговиц, в ясельных группах коврик « Пчелка» - это профилактика плоскостопия.
Эффект воздушного закаливания в группах, где дети спят без маячек возрастает от того, что сразу после сна – побудка. Во время выполнения упражнений приток крови к мышцам, коже усиливается, вследствие чего сосуды расширяются, а затем дети принимают водную процедуру; моют руки, сосуды сужаются, а затем растирая их полотенцем до покраснения - расширения. Это и есть гимнастика сосудов, в этом заключается механизм закаливания. В настоящие время, в ясельную группу ввели воздушное закаливание; во время сна открыты подошвы ног.
Закаливающие процедуры полезны в сочетании с физическими упражнениями. Утренняя гимнастика на свежем воздухе - равна часовой прогулке детей. Усвоение кислорода тканями и органами во время физических упражнений на воздухе протекает интенсивнее. В утреннюю гимнастику включается оздоровительный бег – в подготовительной группе. Вначале у крыльца разминка, дети настраиваются психологически, бег на месте, а затем оздоровительный бег с физ. руководителем. Он следит за индивидуальным бегом отдельных детей, предлагает сойти с дистанции тем, кто устал.
Заканчивается бег в замедленном темпе, с переходом на ходьбу и выполнением упражнений на регулировку дыхания. Бег доставляет удовольствие. Бегают ежедневно.