• Верхний банер стандарт

http://chgard5.tgl.net.ru/images/joomgallery/originals/________45/________1_20180731_1222096664.jpg|Это первая картинка размером 1024х768
http://chgard5.tgl.net.ru/images/joomgallery/originals/___2018_31/___2018_4_20180514_2025139331.jpg|Вторая картинка размером 1024х681

http://chgard5.tgl.net.ru/images/joomgallery/originals/________45/________1_20180731_1222096664.jpg|Это третья картинка размером 1024х768

http://www.do.tgl.ru/files/ou_docs/post_do_1069.jpg|197x148 это мелочь

Добро пожаловать

Персональные блоги педагогов

Книга памяти: Дети войны

Ребенок с нарушением зрения - причины наушений

Ребенок с нарушением зрения
Зрительная система — одна из самых хрупких систем человеческого организма, которая несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметны в детском возрасте, когда юный организм еще недостаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ухудшающих зрение, — великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере.
Если зрение нарушено, то не формируется или нарушается уже сформированная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. Такие дети могут серьезно отставать в развитии вследствие недостатка информации об окружающем мире, и этот дефицит поначалу не может быть компенсирован за счет функционирования других органов чувств.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.

Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный — период за¬кладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким, как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома.

Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть зрачок не черный, а серый). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приведет к существенной задержке развития зрения. После такой операции человеку необходимо носить специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и «оттягивать» хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика.

Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании — ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воз¬действовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы — пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом — подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру так называемым диафаноскопом (прибором, похожим на фонарь) — по месту тени от опухоли, и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал аппликаторов разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления у ново¬рожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). По¬скольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не за¬тронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, чтобы справиться с так называемым гноением глаз, достаточно обычных гигиенических процедур.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при осмотре новорожденного, относятся:

— нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется чет¬кое зрение (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми»). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;
— птоз (опущение) верхнего века — недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.). Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормального функционирования глаз необходимо проводить специальные тренировки.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекло¬видное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зри-тельных нервов применяют стимулирующее лечение, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

Косоглазие (изменение срединного положения одного или обо¬их глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и другой подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зри¬тельная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску» из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом про-водят тренировки «проблемного» глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах рез¬ко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще все¬го ее проводят в возрасте 4—5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

Таким образом, необходим контроль с первых дней жизни. Родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительной функции.

 

 

Методы диагностики нарушений зрения у детей раннего возраста

Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:
Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2–3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15–20 см на светлом однотонном фоне, в 4–5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3–5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

Объективными методами исследования зрительной системы являются:

1. Электрофизиологические методы:

- электроретинограмма (ЭРГ);
- корковые зрительные вызванные потенциалы (ЗВП).

Эти методы дают возможность оценить состояние сетчатки, проводящих путей и корковых зрительных функций, что позволяет вместе с клиническими проявлениями установить диагноз, судить о динамике процесса, результате лечения, а также прогнозировать течение заболевания.

ЭРГ характеризует функциональное состояние нервных элементов сетчатки глаза, т.е. его периферического отдела. Но т.к. для детей раннего возраста ЭРГ проводится под наркозом, то использование этого метода в офтальмологии ограниченно.

Метод ЗВП основан на записи биопотенциалов головного мозга, зарегистрированных через покровы черепа с помощью специальных электродов. Это безболезненная и абсолютно безвредная процедура для ребенка. При регистрации ЗВП в качестве стимулов используют вспышки света и черно-белые шахматные поля с различным размером составляющих их ячеек.

2. Методы оценки остроты зрения.

Острота зрения – базовая зрительная функция, которая лежит в основе зрительного восприятия ребенка.

У детей раннего возраста оценить остроту зрения можно с помощью объективных методов – по поведенческим реакциям ребенка и ЗВП. Среди объективных методов оценки по поведенческим реакциям выделяю метод зрительного предпочтения. Несколько позже появились его модификации: метод вынужденного выбора и оперантного предпочтения. Метод зрительного предпочтения состоит в анализе длительности зрительной фиксации взгляда ребенка при предъявлении одновременно двух карт: решетки и равного по освещенности однородного поля. Этот метод основан на врожденной способности ребенка оказывать предпочтение структурированному объекту. Учитывая фиксацию взгляда и движения головы ребенка, исследователь может сделать вывод о том, различает ли ребенок предъявляемую ему решетку или нет.

Метод вынужденного выбора заключается в том, что младенцу предъявляется на экране два стимула (гомогенное и структурированное полотно) справа и слева от фиксационной точки. Во время каждого исследования наблюдатель находится за экраном и не знает позиции стимула. Он следит за положением глаз и головы младенца через отверстие, расположенное ниже фиксационной точки. Заключение основывается на следующих показателях: на начале и длительности фиксации, движении головы и выражении лица ребенка. Внимание ребенка поддерживается постукиванием наблюдателя по центру экрана или показом слайдов между предъявлениями стимулов. Оптимальный возраст для использования этого метода 1-6 мес., когда ребенок охотно следит за структурированными стимулами. Некоторые дети остаются чувствительными к тесту до 9 или 12 месяцев.

У детей более старшего возраста используется техника оперантного предпочтения. Его отличие от предыдущего метода состоит в том, что для поддержания внимания и зрительного поведения детей применяются «подкрепляющие стимулы» (игрушки). Ребенку показывают игрушку только в том случае, если он опознает предъявляемый объект. Эти методы обладают высокой точностью у детей раннего возраста и могут быть использованы для оценки не только остроты зрения, но и контрастной чувствительности и цветового зрения. Существенным недостатком этих методов является длительность исследования, которое занимает 1-1,5 часа.

У детей с патологией зрительного анализатора острота зрения имеет низкие значения, что существенно снижает количество зрительной информации, поступающей в корковые зрительные центры, и приводит к вторичным изменениям, усугубляющих первичный зрительный дефект. Все это отрицательно сказывается на психическом и двигательном развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения. С целью предупреждения отставания в когнетивном и двигательном развитии ребенка необходима ранняя, с первых дней жизни, психолого-педагогическая коррекция психомоторного развития детей с нарушением зрения.

Ранний возраст

Ранний возраст

Ранний возраст
Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

Место раннего возраста в возрастных периодизациях
В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским[1]и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным[2]. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.
В западной психологии можно выделить следующие возрастные периодизации:
В концепции психосексуального развития З.Фрейда ранний возраст приходится на анальную фазу, когда ребёнка приучают к чистоплотности и пользованию туалетом.
В психосоциальной теории Э.Эриксона ранний возраст соответствует анальной фазе в концепции З.Фрейда, однако автор добавляет, что в этот период ребёнок преодолевает кризис либо в пользу выбора автономии, либо чувства стыда/сомнения.
Ж.Пиаже в теории когнитивного развития связывает ранний возраст с концом стадии сенсомоторного интеллекта и началом дооперациональной стадии.

Физическое развитие в раннем возрасте
Физическое развитие в раннем детстве характеризуется интенсивным ростом и увеличением массы тела. Растет грудная клетка, опускается диафрагма и её мышцы становятся крепче. Также развиваются дыхательная система (за счет увеличения легких и дыхательного объема частота дыхания уменьшается),иммунная (повышается сопротивляемость на неблагоприятные условия среды), кровеносная (растет сердце), пищеварительная (органы пищеварения уже могут переваривать разную пищу), нервная (развитие нервных клеток коры головного мозга).
Примерно с 1 года до 2 лет совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он уже может подолгу ходить, менять положение, перешагивать через невысокие препятствия. Несмотря на активное развитие нервной системы, в этот период отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребёнка.
С 2 лет заметно повышается сопротивляемость организма инфекциям, то есть активно развивается иммунная система, также система терморегуляции. Значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями.
На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Также происходит развитиемелкой моторики, и оно оказывает влияние на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. К концу раннего возраста заканчивается прорезывание всех молочных зубов.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
Социальная ситуация развития характеризуется распадом системы близких отношений со значимым взрослым и возникновением новой возможности для ребёнка непосредственно взаимодействовать с предметом, где образец способов действий с ним принадлежит взрослому. В сотрудничестве со взрослым происходит построение новой социальной ситуации развития, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (то есть схема социальной ситуации развития "ребёнок - предмет - взрослый"). Помимо этого ребёнок начинает овладевать речью, так как прежние средства общения не позволяют овладевать новыми предметами. Определенный уровень автономности ребенка вместе с возникновением потребности в освоении предметного мира рождает новый тип ведущей деятельности — предметно-орудийной. Были выделены следующие этапы овладения ребенком логикой орудия в раннем возрасте[3]:
1. Неспецифическое использование орудия (например, овладевая ложкой, ребенок пробует использовать её в разных функциях, непригодных для еды (стучание, дотягивание ложкой до других предметов));
2. Ребёнок уже выделяет функцию орудия (ложка нужна для того, чтобы есть), но ещё не выделяет способа действия (например, ребёнок может перевернуть ложку другим концом и пытаться им зачерпнуть еду);
3. Ребёнок уже выделяет способ действия с ложкой, но согласованных движений руки пока ещё нет;
4. Ребёнок овладевает адекватной системой движения руки и, таким образом, на последнем этапе происходит полное овладение логикой орудия.

Форма общения в раннем возрасте
Типичной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение со значимым взрослым. М. И. Лисина[4] выделила 4 признака, когда у ребенка проявляется потребность в сотрудничестве со взрослым:
1. Ребёнок пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности;
2. Ребёнок ждёт оценки взрослого в случае успеха;
3. Ребёнок ждёт поддержки со стороны взрослого в случае неуспеха;
4. Ребёнок уклоняется от «чистой» ласки, однако с удовольствием её принимает как поощрение успехов и достижений.

Развитие предметной игры
Вследствие того что предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте приобретает характер ведущей деятельности, то с её появлением начинает развиваться и предметная игра. Ф. И. Фрадкина выделила 3 этапа развития предметной игры:
1. Игра заключается в узкоподражательном манипулировании с предметом по образцу взрослого (данный этап проявляется в начале второго года жизни);
2. Способ предметных действий ребёнка расширяется, взрослый может создавать сложные цепочки действий для ребёнка, и они могут быть выполнены им (данные этап проявляется примерно с 1,6 года до 3 лет);
3. Возникают элементы воображаемой ситуации (а именно, ребенок может заменить один предмет другим) и впервые появляется роль.
Развитие предметной игры в дальнейшем формирует предпосылки для развития ролевой игры.

Основные психологические новообразования
Развитие речи является центральной линией развития в раннем возрасте. Российские психологи выделяют 2 основных периода развития речи в раннем возрасте[3]:
1. от 1 до 1,8 года — переходный период, который характеризуется следующими особенностями: пассивная речь развивается быстрее, чем активная; активная речь ребенка многозначна по семантике (под одним словом ребенок может понимать несколько предметов), своеобразна по звуковому составу (нарушение произношения фонем) и синтаксису (в этом период ребёнок говорит преимущественно однословными предложениями).
2. от 1,8 года до 3 лет — практическое овладение речью. Объём активного словаря увеличивается, и ребёнок начинает задавать вопросы о названиях предметов («Кто это?», «Что это?»).
В области восприятия в раннем возрасте происходит формирование константности восприятия. По мере овладения речью восприятие становится произвольным (слово начинает координировать восприятие ребенка). В области мышления ребёнок в раннем возрасте начинает обнаруживать скрытые сущностные связи между объектами, то есть формируется наглядно-действенное мышление. Л. С. Выготский выявил, что в раннем возрасте в зависимости от характера обобщения уровень развития мышления характеризуется синкретами и комплексами. Синкреты — обобщение по чисто субъективным связям — характерны для первой фазы раннего возраста (1 — 1,6 года), комплексы — обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи — характеры для второй фазы раннего возраста (1,6 — 3 года).

Эмоционально-личностное развитие
В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби давал определение привязанности как модели поведения, которая обеспечивает сохранение контактов с близким взрослым и удовлетворяет потребность ребёнка в безопасности. Примерно к 2-3 годам формируется устойчивый тип привязанности, свидетельством этого является реакция ребёнка на разлуку с близким взрослым (реакция может быть разной в зависимости от сформированного типа привязанности; в случае надёжной привязанности ребёнок быстро успокаивается при разлуке с близким взрослым и радуется его возвращению). Также в этот возрастной период возникают начальные формы социальных эмоций. К ним относят эстетические, моральные чувства (чувство стыда, вины, гордости), сочувствие и сопереживание другому человеку.


1. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 – 123
2. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
3. О. А. Карабанова. Возрастная психология. — Москва: Айрис-Пресс, 2005
4. М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. — Москва, 1986.

 

Занятия в бассейне

Ура, бассейн

Ура, бассейн

С этого учебного года в нашем детском саду плавание стало доступно всем воспитанникам нашего детского сада!!! С октября в нашем бассейне реализуется программа  спортивно-оздоровительной направленности «Золотая рыбка». Подробнее >>>
 

Вы спрашивали, мы отвечаем

Вы спрашивали, мы отвечаем

Частые вопросы, которые возникают у родителей по поводу занятий в бассейне:
Что нужно для посещения бассейна в детском саду?
Если у Вас и вашего участкового педиатра нет возражений к тому, чтобы ребенок осваивал азы плавания в бассейне, то к занятиям по плаванию нужно будет подготовиться и приобрести купальные принадлежности, а именно:

Подробнее >>>

ЦУР63 «Решаем проблемы вместе»

Портал «Навигатор дополнительного образования Самарской области»

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Наша группа ВК

Независимая оценка качества

QR НОК

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своём здоровье и здоровье своих близких - сделайте прививку!
 

Банер ФБУЗ Центр гигиенического образования населения

Акция «Научись плавать»

Акция «Научись плавать»

Телефоны доверия

Листовка о вакцинации

bus_gov_ru

Безопасное лето